Лыжные технические термины и определения

Технические термины и определения помогут Вам при общении с консультантом в магазине, к примеру, или для общения среди увлеченных катанием людей. Основные параметры горных лыж сводятся к геометрическим (так или иначе описывающим геометрию лыжи) и конструкционным (описание конструкции, устройств виброгашения, материала скользящей поверхности и т.д.). Комбинация этих параметров определяет назначение лыж.

Конструкция лыжи — технические решения, используемые при изготовлении лыж того или иного назначения, основными элементами которых являются: скользящая поверхность (база), металлические канты, сердечник, различные усиливающие материалы, системы виброгашения, верхнее покрытие («рубашка»), дополнительные элементы (протекторы носка, пятки, платформы и др.). Современные типы конструкции: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка и их комбинации.

Структура лыжи – рисунок на скользящей поверхности лыжи, выдавленный специальным камнем, на шлиф машине. Каждый рисунок разный в зависимости от его применения, погода или структура снега( мягкий, грязный и т. д.). Чаще всего у производителей используются 2-3 более универсальные структуры для серийного производства (то что можно купить в магазине) и более узкие и точные  структуры для профессиональных спортсменов. Помимо заводского рисунка, такой рисунок можно нанести в ручную при помощи накатки, но эффект будет на 1-2 раза, потом вновь останется только заводской рисунок. Это используется для спортсменов.

Эпюра лыжи –весовой прогиб лыжи, или жесткость на определенных участках лыжи, пятка, носок и колодка. Или в принципе показатель жесткости лыжи для определенной нагрузки(веса) лыжника.

База лыжи – тип пластика, скользящей поверхности, тоже может различаться в зависимости от температуры трассы, тепло или холод. Но более важен выбор структуры лыж.  В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги – прилипание лыжи к трассе, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. У теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками. В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала».

Сэндвич — конструкция лыжи на основе послойного сочетания различных материалов, определяющих те или иные качества лыжи. Сегодня считается классической и остается основной при создании моделей высшего спортивного назначения.

Торсионная коробка — конструкция лыжи с сердечником, заключенным в коробку по всей длине лыжи, коробка, повышающая жесткость на скручивание (см. торсионная жесткость), выполняется из самых различных плетеных материалов (стекловолокно, карбон, кевлар и пр.), часто в сочетании с металлами (титанал и пр.).

Кэп — конструкция лыжи на основе верхней «крышки» из прочного материала, покрывающей сердечник, с теми или иными элементами усиления; характерная особенность кэпа – он является несущим элементом для кантов и скользящей поверхности, именно через него передается усилие на кант.

Боковая стенка — тип конструкции, отличительной особенностью которой являются продольные вертикальные или трапециевидные элементы из прочного материала по боковым поверхностям лыжи, сердечник при этом может исполняться в конструкции сэндвич, торсионная коробка, быть цельным или иным другим.

Сердечник — основной элемент конструкции, в первую очередь определяющий эксплуатационные характеристики лыжи. Традиционно наилучшим сердечником лыжи считается деревянный в силу таких его свойств, как стабильная по времени гибкость, небольшая плотность, прочность. Современные технологии позволяют создавать лыжи с высокими эксплуатационными свойствами без использования дерева, как дорогого материала, современные пенные материалы (Multicell и пр.), использующиеся в сердечниках многих моделей как высшего, так и «экономического» класса, позволяют существенно удешевить конструкцию, обладая одновременно высокой степенью поглощения вибраций.

Dfsport

Виброгашение — свойство конструкции, определяющее ее возможности поглощать колебания, возникающие при движении лыж, улучшает контакт лыж со склоном, увеличивает стабильность лыж, повышает качество управления лыжами, техническое исполнение – различные элементы, встроенные в конструкцию или наложенные на нее.

Гибкость (или жесткость) — одна из двух главнейших характеристик лыжи, определяющая ее способность изгибаться в продольном направлении. В сочетании с торсионной жесткостью определяет возможность управления лыжами, в том числе, ведение лыжи в резаном (карвинговом) повороте (хватка кантов), возможность «чувствовать» рельеф склона. Может иметь разное распределение по длине лыжи (например, жесткий носок — мягкая пятка и др.).

Торсионная жесткость — одна из двух главнейших характеристик лыжи – жесткость лыжи на скручивание. Определяет возможность управления лыжами («держания» лыжи) на жестком, леденистом склоне в поворотах на больших скоростях, способность лыжи реагировать на управляющее воздействие горнолыжника, способность лыж «прощать» ошибки техники (чем жестче, тем меньше); другая характеристика – гибкость.

Геометрия лыжи — параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в миллиметрах. Иногда в эту группу включают радиус (м) или глубину бокового выреза (мм), являющиеся производными от геометрии лыжи, определяют возможности лыжи по разному вести себя в различных условиях – снега, трассы, склона; по ширине талии можно определить основное назначение современной лыжи: талия менее 68 мм – лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 мм до 80 мм – универсальные модели, талия более 80 мм – лыжи преимущественно для внетрассового катания; приведенные величины не являются постоянными, в последние годы имеется тенденция к расширению талии универсальных моделей.

Назначение лыж — понятие, определяющее функцию лыж с позиций вида и условий катания. Сегодня чаще всего выделяют: спортивные (гоночные), карвинг, фан-карвинг, фрирайд, для целинного катания, универсальные, фристайл «новой школы», ски-кросс, специализированные женские, экстрим, ски-тур (горнолыжный туризм), юниорские спортивные, юниорские модели.

«Вне трасс» — характеристика назначения модели, означающая преимущественное использование лыжи на склонах, не подготовленных техническими средствами (ратраками); соответственно «по трассам» — катание на подготовленных склонах.

Спортивные модели — специализированные лыжи для спортивных дисциплин: слалома, гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска. Сейчас к этой категории можно отнести и специализированные могульные лыжи – т.е. лыжи для спусков по буграм.

Универсальность (allround, all around, all mountain)- характеристика, обозначающая возможность использования модели как на подготовленных склонах, так и «вне трасс» (как лыжи разного назначения); иногда определением all mountain обозначают лыжи высокого технического уровня с преимущественным назначением для фрирайда.

Женские модели — предназначены для любительского катания прекрасного пола, учитывают особенности женской фигуры и женской горнолыжной стойки. Как правило, обладают меньшим весом, специальным распределением продольной гибкости и специальной женской раскраской, обычно имеют смещенную вперед точку установки креплений, могут обеспечивать небольшой дополнительный наклон вперед для компенсации особенностей строения женской фигуры.

Целевая группа — понятие, определяющее назначение лыж с позиций уровня мастерства лыжника, на сегодняшний день наиболее распространена следующая терминология: спортсмены, гонщики (racer), эксперты (expert), опытные, продвинутые (advanced), совершенствующиеся, середнячки (intermediate), начинающие (beginner).

Скорость перекантовки — параметр, характеризующий скоростную возможность лыжи переходить с канта на кант при выполнении поворотов, обычно скорость уменьшается при увеличении ширины талии лыжи.

Ростовка — длина лыж (обычно в сантиметрах); при выборе ростовки для себя необходимо консультироваться с продавцом; длина лыж для одного и того же человека может существенно отличаться в зависимости от назначения лыжи; современные рекомендации по подбору ростовки у многих фирм зачастую подразумевают, что одну и ту же универсальную модель можно рекомендовать одному и тому же человеку в совершенно разных ростовках в зависимости от того, каким видом катания и в каких условиях он собирается заниматься (для занятий фрирайдом – более длинную, для карвинга – более короткую), с учетом его уровня мастерства (начинающим – короче, опытным – длиннее) и с учетом его физических параметров (легким – короче, тяжелым – длиннее).

Dfsport




Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *